Членство НСП
Мероприятия
Выставочные проекты

Национальный cоюз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

г. Москва
Членство НСП
Мероприятия
Выставочные проекты

НАШ ГОФМАН


С младенческих лет два гения озаряют нашу жизнь, делают ее яркой и насыщенной. Мать читает нам сказки Пушкина, и мы впитываем красоту и ритмичность русского языка; нас зачаровывают «Золотой петушок», «Царевна Лебедь», князь Гвидон… Мы еще не различаем, где реальность, а где выдумка. И нам близок немецкий сказочник Гофман. Он приходит в наш дом с огнями рождественских ёлок, приходит со своим Щелкунчиком, раскалывающим любые, самые твердые орехи, и неустрашимым. Щелкунчик смело вступает в бой с Мышиным королем и на поверку оказывается прекрасным юношей, влюбленным в девочку Мари. Его история повторяется в театре и на экранах, чарует музыкой и танцами. Стирает грань между реальным и фантастическим миром. Утверждает победу добра над злом. С годами мы осознаем, что в мире не так просто одолеть зло. И злобный гофмановский карлик Крошка Цахес, получивший золотые волоски, — прообраз ростовщиков, банкиров и олигархов — может силой злата держать всех в своей власти. И надежды на чудо не всегда сбываются. И пушкинский Герман, поверивший в предсказания, сходит с ума, а Раскольников у Достоевского, убив старуху-процентщицу, обречен на мучения. Мы начинаем осознавать двойственность мира. Двойниками были все гениальные писатели, и Гофман — в особенности. Он был вынужден заниматься юриспруденцией, и лишь по вечерам, скинув ненавистный чиновничий мундир, уходил в мир фантазий. Гениальные тексты рождались по ночам; не даром он называл их вигилии — часы ночной стражи в древнем Риме. Миру обыденности, чиновничьего равнодушия, миру обмана и отвергнутой любви он противопоставляет мир фантазий, мир, рожденный подсознанием. Он управляет хороводом двойников, магов, добрых волшебников. Он строит лабиринты, из которых спасает своих героев. И там, где не хватает слов, начинается музыка, звучит волшебный Моцарт; из любви к нему даже имя Вильгельм поменял на Амадея. И Гофман создает своего двойника — композитора Крейслера. Конфликт гения с реальностью растет; его пугает создание людей-автоматов. Кукла-автомат Олимпия — предтеча современных роботов — лишена души. Герой новеллы «Кавалер Глюк» — непонятый гений, второе «я» писателя говорит: «Да, вокруг меня все пусто, ибо мне не суждено встретить родную душу, я вполне одинок».
Гофман предупреждает о бездуховности механических двойников. С годами надежды рушатся, но тексты становятся все таинственней, обладают двойным дном. Он обретает известность. Рождённый двести пятьдесят лет тому назад, он стал нашим современником и нашим соотечественником, ибо в России он обретает большую популярность, чем в Германии. Не только Пушкин, Одоевский и Гоголь, но и Булгаков, и Зощенко ощущают кровное родство с ним. Понимаешь, что его фантазии — не просто волшебные истории: в них заключены и сатира, и ирония.

Нам повезло: мы живем в краю, где он родился. Здесь, как нигде лучше, можно прочувствовать его фантазии, увидеть наяву его мир, возникающий среди островерхих крыш, шпилей соборов, узоров городских ворот, лабиринтов улиц с рядами лип и тополей. В солнечном Светлогорске Гофман получает постоянную прописку в переулке его имени, в «Доме сказочника». Среди сосен, близ макета старого города, его медный двойник разглядывает нас, и из травы встают герои его книг — волшебные маги и причудливые демоны. Мир Гофмана повторил наш сегодняшний сочинитель стихов и прозы Борис Бартфельд.

Каждый новый год Гофман встречает в главном городе края, в музее, где неизменно в дни его рождения открываются выставки. Каждая выставка приносит нам новые открытия глубин его творчества. Здесь усилиями Валентины Покладовой предстают перед нами миры Гофмана: тысячи картин художников, порожденных его творчеством, многочисленные изображения любимых гофмановских героев. Здесь же дается старт международному фестивалю-конкурсу «Русский Гофман», закрепляющему за Гофманом российское гражданство. Гофман притягивает к себе художников и писателей из разных областей страны и из других стран. Он незримо воздействует на творцов нашего города. Орган в соборе исполняет его сонаты. Дети читают красочный журнал «Мурр», ожививший гофмановского кота, вернее, его праправнука. Сочинители слагают фэнтези. Художники повторяют на полотнах сны, рожденные прочтением гофмановских творений. И все это свидетельствует о бессмертии гения.

Олег Глушкин, писатель




Резонанс деятельности Э. Т. А. Гофмана, этого всемирно известного писателя, композитора и художника, перешагнул национальные рамки; его творчество добавило яркие краски в облик российской литературы. С ним вели диалог А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. А. Каверин и многие другие.
Калининградская область начала готовиться к юбилею Гофмана двадцать лет назад, еще в 2006 году, когда в КОИХМ стартовала «Гофманиана». Первую выставку с названием «Превосходный в должности как писатель, как музыкант, как художник» из Германии (г. Бамберг) представлял председатель Международного общества Гофмана господин Б. Шеммель. В 2007 году в выставке «Магический мир Гофмана» участвовало более 30 художников из Калининграда, городов России, Германии, Америки: экспонировалось более 150 произведений живописи, графики, скульптуры.

За 19 лет на выставках «Гофманианы» приняло участие 1200 художников. Это были годы проб и ошибок, поисков и находок, сомнений и заблуждений.

Суть проектов «Гофманиана» — научиться видеть сквозь время, найти волшебный окуляр, который не извращает реальность, как стекла Коппелиуса, а соединяет. Это целый мир, Вселенная, то, что заставляло двигаться, выходить из состояния инертности.

Двадцатая выставка — подведение итогов, выход из лабиринта, обновление, преображение, и уйти неизменившимся не может никто. Открывшись 26 декабря 2025 года, она продолжится выставкой-конкурсом детского творчества 24 января 2026 года. Обе выставки должны стать мощным поводом для дальнейшего продвижения привлекательности культурного и туристического облика Калининградской области и продемонстрировать, что в России почитали и почитают европейскую культуру.

В выставке 2025−2026 принимают участие более 120 художников. География участников обширна — от Благовещенска до Санкт-Петербурга. Рядом представлены работы Национального союза пастелистов, художников и фотографов объединения «Симбиоз». Новые работы представили художники Калининграда и области.

Валентина Покладова, искусствовед, куратор