Я работаю пастелью по наждачной бумаге. Эта техника имеет много минусов: большой расход материала, вечно стёртые кончики пальцев, тяжёлые планшеты, на которые натягивается бумага. Но наждачка позволяет работать максимально многослойно, а также стирать неудачные моменты обычной посудной щеткой. А может, мне просто нравится преодолевать сопротивление материала? Другая пастельная бумага — она такая нежная...
Мой первый набор пастели мне купили тридцать с лишним лет назад, конечно же, Подольского комбината художественных материалов. Коробка до сих пор лежит в мастерской, пару-тройку мелков я оставил на память. Сейчас базовый набор в основном состоит из Mungyo, у них неплохая линейка Extra fine. Есть Koh-I-Noor, разрозненные отечественные пастели, всё это я использую в основных слоях, когда идёт большой расход. Rembrandt хорош для тонких деталей, а также для плотных в цвете фрагментов. Sennelier, Schminke прекрасны в лессировках, правда, в пылу работы иногда не слишком придерживаешься схем, часто хватаешь что-то ситуативно.