Член жюри "Первой онлайн выставки" и виртуозный художник-пастелист Сергей Усик рассказывает о себе, а также дает интервью нашему сообществу о критериях оценки работ на конкурсах, об участии в выставках и о своих любимых художниках.
"Моя мать родом с Волги, но в послевоенные голодные годы ее семья перебралась в Узбекистан. «Ташкент-город хлебный» - популярный лозунг того времени.
Мой отец, после окончания киевского гидростроительного института, был по распределению направлен туда же. В результате такого счастливого стечения обстоятельств места, и появился на свет я, в декабре 1958 г., в городе Андижане, на улице Пушкина ,15.
Но прожил я там недолго, лет семь. Мама была энергичной и беспокойной натурой и неутомимо искала «правильный» город для счастливой жизни. Поэтому, наша семья много раз меняла место жительства, перемещаясь по юго-западным регионам Советского Союза.
Жил я и в городе Дрогобыч (западная Украина) и у Черного моря в станице, и в Краснодаре, и, даже, месяца три, в Баку. Я учился в семи(!) школах в течение периода обучения в средней школе. Но в процессе этих переездов, в глубине души я знал, что хочу жить в Ленинграде.
И, наконец, с 16 лет, оторвавшись от семьи, постоянно живу в Санкт- Петербурге.
Рисовать я начал с детства, и все время ходил в кружки Дворцов Пионеров, к частным преподавателям, в рисовальные классы при университете и т. п.
После успешного, с «красным» дипломом, окончания Детской художественной школы и средней школы с медалью, вмешалась деятельная мама с ее представлением о «нестабильной» жизни художников. Она настоятельно рекомендовала получить профессию архитектора, что я и сделал, окончив (с регалиями) архитектурный факультет уже в Ленинграде.
К моей чести, я никогда не прекращал рисовать, работая и сам, и частным образом занимаясь у профессионалов, и, в результате, моя «художественная природа» все же, взяла свое, и с 1987 года я окончательно порвал с архитектурой. Понадобилось лет пять упорной работы и в классах и на натуре, чтобы компенсировать нехватку тех, упущенных лет.
Но моя мать - Мария Николаевна - научила меня учиться! Учиться методично и постоянно, не жалея себя. «Перемена труда - есть отдых», любила она повторять известное изречение Энгельса.
И я, фактически сам, благодаря заветам мамы, сумел наверстать упущенное.
Тут началась Перестройка, открывшая новые возможности для художников. Я даже начал продавать работы на улице - тогда это было не зазорно. К счастью, это продлилось недолго - год-полтора. Как позже, через 15 лет напишет редактор художественного журнала (кажется, International Artist) – «он начинал с продажи работ на улице, а сейчас стал тонким пейзажистом с солидной международной репутацией».
С 1991 года появились первые обнадеживающие результаты на профессиональном поприще, которые стимулировали меня еще больше отдаваться искусству.
В 1994 году я был принят в Союз художников, причем, рекомендацию мне давал нынешний Председатель союза и ректор Академии художеств - Чаркин А.С.(ныне покойный). А в 1997году, на своей выставке в Москве, познакомился с Э.Дробицким (ныне покойным), председателем IFA и он принял меня в члены и подписал мой членский билет.
И в дальнейшем, все знаковые события и контакты, происходили без моего активного стремления к ним. Например, после моего первого участия в Международном Фестивале пастели, присуждение « мэтра пастели » в 2003 г. Жаном Пьером Мюра, (ныне покойным) президентом возрожденного Общества пастелистов Франции, произошло до нашего знакомства . Первое предложение о написании статьи обо мне в международном журнале Pastel Artist International( 2002г.) пришло по электронной почте, и так далее.
Мой «приход» к пастели произошел в 1987 году, когда коллега подарил коробку пастели Рембрандт. Это было очень яркое осознание того, что пастель - моя техника, органично совпадающая с моей «холерической» натурой! С тех пор, вот уже 30 лет работаю только пастелью, за исключением эскизов и предварительных набросков.
Именно этот факт позволил мне написать и издать в 2013 году книгу о технике пастели «Пастель. Пленэр,»( переизданную в 2016г)
Я проделал большую работу, чтобы все это нарисовать, выстрадать, преодолевая дни отчаяния, собрать и привезти к вам. В своих работах я всегда честен и, по сути, обнажаю перед вами свою душу."
По каким критериям Вы оцениваете работы художников?
-- владение мастерством(передача объема, цвета, света и т.д)
-- общая гармония работы
-- выражение индивидуальности автора ( самое главное)
Какая выставка была для Вас наиболее интересной?
Вероятно, руководствуясь принципом- "нет пророка в своем отечестве", моя судьба распорядилась таким образом, что мои наиболее знаковые, памятные выставки случились за рубежом.
--1995 год-Финляндия.
Мой бюджет и моя психика подорваны длительным периодом "непокупания" ничего.А у нас двое детей-подростков. Стал думать даже о продаже авто.
Весна, маленький финский городок Анекоски. Организация и приглашение Обществом финско-российской дружбы и мэрией города.
Торжественное открытие, музыка, скрипки...Тогда у меня впервые взяли автограф и пришло осознание себя в новой ипостаси.
В первый день на открытии купили работ на 10 000 финских марок! Ура! Спасен! По тем временам это были приличные деньги
--1997 год США, Портленд, Орегон
Персональная выставка в галерее Chetwynd Stapilton gallery. В те времена страна меряла все события по Голливуду. Портленд расположен в долине, и в хорошую погоду видна заснеженная вершина окружающих гор.Помните, как на заставке кинокомпании Коламбия пикчас? Осознавать себя в самом центре могучей страны для меня было необычно.Хоть покупали и немного, но цены были почти на порядок выше "финских"
--2004г Франция, пригород Лиможа- Фетья.
Именно там возрожденное после столетнего перерыва общество пастелистов Франции( pastelliste de france) начинало свои международные фестивали.
Я был Почетным Гостем фестиваля, что давало мне право выставить не 2-3 пастели как остальные, а 15-20 работ. Годом ранее, Жан Пьер Мерра(умер в 2010)-как Президент общества, номинировал меня " maitre pastelliste"(мэтр пастели).
Чтобы привезти такой тяжелый и хрупкий груз, я приехал на автомобиле! Открытие, реальное море народа, огромный зал, перед входом в выставочный зал подняты флаги стран, чьи граждане-художники принимали участие в фестивале. Я тогда впервые почувствовал какую-то гражданскую ответственность как "посланник " культуры нашей великой страны. Хотя мне с детства чужда патетика .
Какую картину Вы бы хотели иметь?
Не совсем корректный вопрос, учитывая, что исторические работы несут ныне в большей степени отнюдь не художественную "функцию"
Перед какими художниками я преклоняюсь, Так мне нравится больше.
Репин, Цорн, Сороййя, Саржент, Микельанжело
Для чего нужно участвовать в выставках?
Я убежден - у художника две главные задачи: быть честным в работе и показывать свои работы как можно большему количеству людей.
Как складывался Ваш стиль?
Стиль не складывается, просто мы докапываемся(если повезет) до глубинного, настоящего себя. А уж какой ты есть......такой и есть.