Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 20 мая 2021 г.
Время чтения: 5 минуты

Сергей Бакин

Сергей Владимирович Бакин – известный современный живописец, работающий в технике масла и пастели. Картины мастера находятся в музеях и частных собраниях, он является почетным деятелем искусств России, членом-корреспондентом Международной академии современных искусств, членом Союза художников России, Профессионального союза художников России, членом французского общества пастелистов, с 2020 года - членом Национального союза пастелистов России (pastelsociety.ru) и союза пастелистов штата Невада (США) RedRock Pastel Society of Nevada.

Стиль творчества художника сложился под влиянием изгибов судьбы и приобретенного опыта, его признают мастером линии и пятна, тональной живописи, чудесным графиком и современным последователем чувственного импрессионистического направления в живописи.

Сергей родился в 1957 году в Ленинграде. С детства он посещал кружок изобразительного искусства при Доме пионеров и школьников Васильевского района г. Ленинграда, а через несколько лет родители отдали его в среднюю художественную школу им. Иогансона при институте им. Репина при Академии художеств СССР.

Однако, после окончания средней школы Сергей не чувствовал в себе достаточно сил для поступления в Академию художеств СССР и решил продолжить образование как художник-модельер в Высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной. Одной из причин поступления в этот ВУЗ стал совет отца его друга, художника, о необходимости разнообразить и расширить свой кругозор путем изучения декоративно-прикладного искусства. И действительно, обучение в «Мухе» позволило дополнить полученные в художественной школе основы академического образования новым взглядом на искусство. Не сразу наладилась учеба на художника-модельера, Сергею она показалась скучной и однообразной, при этом он не переставал рисовать в своей манере, что не всегда приветствовалось его учителями. Как вспоминает однокашник Сергея В. Тихомиров, он «сильно раздражал наиболее бездарных педагогов необычностью своего таланта, вынуждая их ставить тройки за рисунок, может быть, единственно живой и одухотворенный». Все изменилось на 4 курсе института, когда обстоятельства заставили Сергея посмотреть на себя другими глазами и перейти из твердого троечника в разряд отличников и подающих надежду выпускников. Диплом училища был выдан в 1982 году с оценкой «отлично с одобрением ГЭК».
В 1990 году Сергей ушел из Дома Моделей и пустился в «свободное плавание» как художник.
На сегодняшний день насчитывается более, чем 300 групповых выставок с участием Сергея, в том числе осенних и весенних выставок Союза художников России (1996-2013). В его выставочной деятельности есть и сотрудничество с группой «Митьки» (1988-1991 гг.) — советской и российской группой художников из Санкт-Петербурга, объединяющей около двух десятков человек. В 80-90-е годы «Митьки» стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины XX века. На выставках «Митьков» работы Сергея выделялись несколько большей трудоемкостью относительно остальных и как бы отсутствием самоиронии, они всегда были серьезны и проникновенны.
С 1987 года художник организовывал персональные выставки, часть из которых не удалось зафиксировать и записать в историю его творчества.
Сергей Бакин является лауреатом выставок Artdu Pastel en France 2003 и 2012 года, выставок Национального союза пастелистов России, конкурса им. Коровина в Санкт-Петербурге 2017 года, многократным лауреатом международного конкурса «ArtExcellenceAwards». В феврале 2021 года награжден золотой медалью Профессионального союза художников России.
По словам Сергея, нельзя выделить конкретные стили и направления в живописи, оказавшие значительное влияние на его творчество. Интересы художника менялись со временем, его творчество и сейчас не стоит на месте, и произведения многих современных художников, как российских, так и иностранных, вызывают его огромный интерес. В то же время в картинах Сергея, по мнению искусствоведов, угадывается влияние старых голландцев, венецианцев, французов XIX века. Очень близка Сергею живописная манера испанской школы, графика немцев. Призрачность пейзажей и силуэтов отдает дань импрессионистскому и экспрессионистскому течению в живописи. В то же время влияние импрессионизма принято художником в собственной оригинальной трактовке, дополненной нюансами цвета и невиданным ранее психологизмом.

Сергей Бакин известен, главным образом, как автор городского и природного пейзажа, а также женских образов, в том числе балетного закулисья.
Его можно по праву считать «певцом родного города». Все его творчество от эскизных и быстрых зарисовок во время прогулок по Санкт-Петербургу до полноценных произведений проникнуто особым настроением любви и любованием городом, будь то водная гладь и стройные ряды домов и городских ансамблей или хозяйственные постройки и питерские дворы. Особый настрой создает изображение города с высоты птичьего полета, перспективы улиц и проспектов, особенностей архитектуры старинных зданий, изученных и зарисованных художником на пленэрах с крыш или башенок города, главным образом, в районе Фонтанки и Пушкинской площади. Все городские пейзажи узнаваемы и точно фиксируют набережные, улицы и дома. В работах Сергея город всегда предстает в легкой петербургской дымке. Даже в пейзажах других городов, которые писал художник, видится Петербург.

Вот что пишет о пейзажах Сергея Изабелла Белят, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа:
«Сергей Бакин тоже из когорты соблазненных мирозданием рабов пленэра, но он избежал главного свойства многих из них – пассивного любования. Для него зрение – это еще и инструмент исследования. Его принцип работы вписывается в понятие non-finite: он может повторять одни и те же мотивы почти до бесконечности, улавливая нюансы освещения, плотность воздуха, движение и оттенки воды, делая изменчивость, трансформацию – иными словами, время, – художественным феноменом. Этот принцип не нов, но он постоянно обогащается спецификой видения, темпераментом художника и своеобразием выбранного им мотива. Бакина отличает особая восторженная вовлеченность в жизнь природы, его отзывчивая кисть улавливает ее пульсации и разбрасывает по холсту мазки разной формы, густоты, направления, делая поверхность живой, шевелящейся и текучей. Он любит широкие, развернутые по горизонтали, открытые панорамы, реже – перспективы, уходящие вдаль, словно за пределы картины. Пространство свободно течет, не встречая предметных зрителям препятствий в виде домов или деревьев – они поглощаются, растворяются атмосферой и воспринимаются уплотнившимися световыми массами. Архитектурные ансамбли едва угадываются в густой пасмурной мгле. Они – только способ обогатить фактурную и красочную структуру картины, составляющую ее главное содержание. В вечной философской дилемме «природа или культура» Бакин явно выбирает первое, хотя пишет по преимуществу городские виды. Природа для него – это всеохватывающий универсум.»

Особый слой творчества Сергея Бакина занимают женские образы. Именно в изображении прекрасных дам Сергей использует по преимуществу пастель. В «дамских» сериях особенно четко проступает «модельерский» почерк Бакина – четкая, выразительная и лаконичная линия, изысканность цветовых сочетаний, красота форм. Особый образ женщины сложился у художника в серии «Балет», созданного в закулисьях Мариинского театра. Целая серия картин женских образов балерин, воздушных и непритягательных, живых как в сценическом образе, так и во время репетиций, сложились в целую систему ментального отношения к красоте человеческого тела, изогнутости линий и пластики. Именно пластика линий отличает произведения Сергея в этой серии. Любая его зарисовка, линия и изгиб складываются впоследствии в изображение, окутанное тенью таинственности и воздушности. Причем, как ни странно, в изображении своих героинь Сергей не перестает быть пейзажистом: в его героинях редко проступает личностное начало, скорее, они – живая, движущаяся материя, погруженная в атмосферу, и сами они воспринимаются ее уплотнившимися сгустками.
Сергей Бакин начинал и продолжает активно работать в области масляной живописи, однако, сухие техники прочно вошли в его жизнь. По словам Сергея, делая эскизы для костюмов, он первый раз использовал пастель. И эта практика понравилась. С тех пор художник не только применяет пастель для быстрых зарисовок и создания полноценных произведений, но и соединяет технику пастели с работой маслом. Смешение техник позволяет получить необычный эффект непосредственности видения и сиюминутности впечатления.