Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 6 мая 2024 г.
Время чтения: 4 минут

Татьяна Бруни. Пейзаж в Перемышле. Пошаговое ведение работы

Много лет я была заложницей однажды услышанного утверждения: «Если ты рисуешь маслом, забудь про другие техники. Не разбрасывайся, всё равно ничего хорошего у тебя не выйдет!» И в самом деле, опробовав в студенчестве Подольские мелки, разочарованно забросила их на антресоли: «Куда уж им до колоссальных возможностей масляной живописи! Ни палитры, ни промежуточных оттенков — детский лепет.»

В 2018 году впервые пошатнулась уверенность в том, что только масляная живопись — единственная и незаменимая — одна на всю жизнь. Изучая технику акварели, изменила свой подход к работе со слоями в масле.

А однажды увидела, как знакомая художница отлично справляется малым числом пастельных мелков, используя рисунок углём как основу. Потом открылось волшебство серых оттенков – как я раньше обходилась без благородного серого? Вот тут-то и проснулось во мне желание освоить технику пастели. Словно нашлись недостающие звенья. Откровением для меня оказалось, что серый может быть и розовым, и зелёным, и голубым – в зависимости от того, рядом с каким цветом он расположен. Честно говоря, что-то такое из теории институтской программы пытались вложить преподаватели в наши незрелые умы. И в учебнике по цветоведению я встречала «теорию серого». Но понадобилось много лет, чтобы эта очевидность открылась во всей своей простоте и гениальности.

Сегодня на примере своей новый работы я постараюсь показать, как серый становится цветным.

Референс
Для этой цели очень кстати пасмурный пейзаж. Как раз такой я застала в недавней пленэрной поездке в старинный городок Перемышль в Калужской области. Со следами былого величия, ещё не отреставрированная полностью, стоит на высоком холме церковь Сошествия Святого Духа. К ней жмутся современные строения и старые деревенские домики. Жёлтое пятно большого дома ещё больше притягивает взгляд к собору, так что картинка сама просится на холст. Собственно, это я и запечатлела там на месте в коротком масляном этюде. Но, вернувшись домой, решила ещё раз обратиться к этому сюжету уже в пастели.

Выстроить композицию — первое, чем занят мой мозг. При всей красоте пейзажа я прекрасно понимаю, что перечислять деревья и заросли сухой травы — ложный путь. Нужен отбор главного, подчинение ему второстепенных деталей. Натура — она для того, чтобы поймать настроение, всколыхнуть чувства. А дальше — творить свою картину, выбирать свою цветовую гамму.

Композиция пятен

В Фотошопе, двигая и наслаивая белое, серое и чёрное, я ищу нужную мне композицию пятен. Это не значит, что я нашла единственно верное решение. Здесь лишь один из множества возможных вариантов. И здесь я определяю главные соотношения, а также то, что небо будет темнее земли, и собор тёмным силуэтом будет возвышаться над всем.

Грунт на ватмане

Далее решаю, какими цветами ограничить свою палитру. И здесь ключевую роль играет выбор грунта и его цвет. Остановлюсь поподробнее. Мне не нравится рисовать на гладкой бумаге и на пастельной типа Palazzo. Мне нравится бумага Pastelmat и «Mi-Teintes», но они дорогие. Поэтому я покрываю обычный, натянутый на планшет ватман грунтом. Но прежде я окрашиваю этот грунт акриловыми красками в зависимости от того цвета, который хочу иметь в качестве основы. Консистенция — густая сметана. Наношу грунт широкой щетинной кистью, она оставляет фактурные мазки, на которые сухая пастель ложится живописно и неоднородно. Грунт позволяет наслаивать много слоёв пастели. А неудачные куски — счищать щёткой и снова перекрашивать. В данной работе я окрасила грунт в цвет «залежалого дикого абрикоса». Этот тёплый цвет отлично работает в тандеме с серым. Вот тут и начинается волшебство, когда серый становится голубым, синим, сиреневым и розовым.

Второй этап

Начинаю работу серо-розовым мелком почти прозрачно: размещаю основные массы деревьев, показываю изгиб дороги.

Третий этап

Бумажной салфеткой растушёвываю больше пятна, чтобы деревья обрели свою плотность. Кое-где делаю пропуски, оставляя прореженность крон. Фактура должна трепетать, менять свою плотность, в композиции нужны паузы.

Четвертый этап

Очень светло-серым, но не белым, держа мелок плашмя, перекрываю большие пятна снега. Пока что не вдаюсь в детали, сейчас важны главные тональные отношения.

Пятый этап

Очень светло-серым, но не белым, держа мелок плашмя, перекрываю большие пятна снега. Пока что не вдаюсь в детали, сейчас важны главные тональные отношения.

Шестой этап

Затем чистой салфеткой растушёвываю слой снега, обобщаю. Это необходимо, так как излишняя фактурность «выталкивает» дальние объекты вперёд, создаёт лишнюю рябь. Опять же, держу в голове то, что деревьям присуща бо́льшая фактурность, нежели снежному покрову. Поэтому надо подчеркнуть эту разность. Слежу, чтобы небо было темнее снега.

Седьмой этап

Пришло время прорисовать собор и дом. Там, где нужны мелкие детали, работаю пастельными карандашами. Не слишком усердствую в передаче объёма храма, потому что он вдалеке, и его силуэт должен остаться цельным. Купол и маковку рисую серым. Обозначаю оконные проёмы, сквозь которые видно небо. «Укладываю» снег на крышу зданий. Жёлтым мелком акцентирую цвет дома и ему в поддержку ниже среди деревьев делаю пару мазков жёлтым. Там скрывается ещё один старый дом. Наконец, ритмично размещаю стволы деревьев и сгущение зарослей. Всё это лёгкими касаниями, условно делая намёк на стволы. «Запускаю» со склона горы кривой заборчик. Ну и что, что его там не было! Я сама чувствую насущную необходимость в этом ритме старой изгороди.

Восьмой этап
Здесь оговорюсь, что хочу показать деревья стилизованно. Мне, скорее, нужно ощущение деревьев и их масс, чем точный портрет того, что в природе. Нет, я не против классических штудий с обозначением древесных пород, с проработкой коры и изгибов ветвей. Но там, где это уместно. Для серьёзной штудии дерева и формат нужен побольше. И, безусловно, главным героем там будет одно лишь дерево. Но это – уже совсем другая история ©

В данном случае размер листа 30х40 см, и, соответственно, задача другая: передать настроение пейзажа. Лёгкими касаниями светло-серого даю намёк на крыши домов, скрывающихся за деревьями. Помещаю фигурки людей для живости и для масштаба пейзажа. Отмечу, что нигде здесь не использую открытый белый цвет. Вся гамма пейзажа сдержанная.

Девятый этап

Спустя некоторое время (в комнате сгущаются сумерки) окидываю придирчивым взглядом работу. Интуитивно ощущаю какую-то «неправильность», которая мешает восприятию. И понимаю, что мне не хватает «поддержки» неба на снегу в овраге. Пусть это не объяснить физически, ведь не может быть явных падающих теней в пасмурную погоду! Но внутренний композитор просит перетекания пятен. И тогда я спускаю с небес на землю «голубые» тени, которые лишь кажутся голубыми, а по сути, это серые мелки разной тональности. И в соседстве с «абрикосовой» охрой они кажутся то сиреневыми, то розовыми, то голубоватыми.

Десятый этап
P.S.
Фото материалов. Собственно, описывать там, как мне кажется, нечего:
это пастель разных оттенков серого. Тёплый и холодный серые. Тёмные и светлые серые. Ограниченное количество.
Материалы

Татьяна Бруни