Хотя синоптики сулили дожди, непогода посетила нас всего однажды — и то лишь на полдня. Однако этот единственный дождливый день стал настоящим подарком: именно он дал участникам возможность провести необычный эксперимент — и сделать открытия о том, как ведёт себя сухая пастель в условиях повышенной влажности.
Мел и дождь: удивительное взаимодействие
Когда бумага становится влажной, пастель ложится на неё особенно мягко, буквально впечатываясь в поверхность. Однако при сильном нажатии некоторые мелки могут начать крошиться — по наблюдениям, это связано с составом мелков и их связующими веществами. Но в целом, мелки демонстрируют стабильную устойчивость. Бумага тоже реагирует по-разному: на листах «Невской палитры» пастель тушуется легко, почти как по бархату. Влага делает и бумагу, и мелок более «живыми» — словно оба материала подстраиваются под атмосферу.
А вот на бумаге Touch мел ложился хуже, растушёвывался с трудом, и техника приближалась скорее к масляной пастели. Такие наблюдения обогатили опыт и вызвали живой интерес у участников.
Фиксация без фиксатива? Да!
Особое открытие связано с тем, как влажность влияет на стойкость изображения. Многие участницы заметили: после пленэра этюды не размазывались, даже если их не накрывать калькой. Ощущение такое, будто сама природа зафиксировала рисунок. Это напомнило об известном приёме Эдгара Дега — французского пастелиста, который фиксировал пастель... водой! Мы словно на практике заново открыли этот старинный приём — и помог нам в этом дождь.
Стихия помогает видеть
В этот день мы писали воду. И именно влажный воздух, мокрая бумага, мерцающий свет и лёгкая дымка помогли передать ощущение дождя, отражённого в пастели.