Мы предлагаем вам рассказ Виллиама Шнейдера (William Schneider), который неоднократно судил различные конкурсы, в том числе ежегодный конкурс пастелистов Pastel 100 Award, организованный the Pastel journal (категория фигура и портреты). Перевод и публикация согласованы с автором:
«Я знаю, что практически каждый, кроме победителей, будет несогласен с моим выбором. (Я сам никогда не встречал конкурсов, где я был бы согласен с выбором жюри). Я слышу, как художники ворчат: "Судьи никогда не выбирают картины с обнаженной натурой", или "они все равно выбирают своих друзей". По моему опыту, жюри всегда выполняет свою работу ответственно. Они не выбирают друзей, и не смотрят, что именно изображено на работе. Что же тогда влияет на их решение?
✅ Я всегда вначале обращаю внимание на хороший рисунок. Если вы ошибаетесь с пропорциями или формой, если детали не на своем месте, никакая дальнейшая проработка не поможет.
✅ Хорошая композиция- следующий важнейший пункт. Я имею в виду интересное распределение светлых и темных масс и доминирующую гармонию.
✅ Грамотная тональная структура, создание иллюзии объемности, пространства
✅ Владение разными типами касаний (мягкий и жесткий край обьектов)
✅ Смысл работы, идея - этот момент не поддается объективной оценке. Однако в самых интересных работах художник пытается показать нам что-то уникальное о своем предмете. Это не просто дотошное копирование каждой детали.
Судьи просматривают работы на компьютере. Обычно картины оценивают по пятибальной шкале. Может быть задействовано 3 и более судей, чьи оценки суммируются . Затем более 2000 работ с наивысшими баллами отбираются для "short list", остальные выбывают из соревнования.
Самые сильные работы легко определяются- все "пятерки". Самые слабые, с минимальными баллами 1 и 2, тоже легко определить. А вот оставшаяся группа работ со средними баллами требует три-четыре просмотра. И здесь граница между "принят"- "не принят" очень размыта. Судья может потратить 10 и более часов на просмотр работ. И здесь очередность, в которой он будет смотреть работы, может сыграть вам на руку, а может и наоборот. И это вы, к сожалению, не можете контролировать. Например, я только что просмотрел три невероятных портрета. Четвертый, чуть хуже по качеству, уже не пройдет мой отбор. Хотя, если бы я увидел его же после группы пейзажей, я бы его скорее всего принял.
Еще один важный пункт- похожесть на кого-то. Могу привести в пример известного своими натюрмортами художника, который дает много мастер-классов. Его студенты имеют тенденцию писать, как учитель. Я судил конкурс, где без приуменьшения 100 работ были решены с одинаковым серо-зеленым фоном, с однотипными объектами на горизонтальной полке, с одинаково выставленным освещением. Многие из них были качественно выполнены, но мы не можем показывать на выставке 100 клонов. (Возможно, речь о натюрмортах американца Daniel E Greene?- прим. Женя Бондарева)
Обычно несколько работ попадают в "топ", но решить, кто из них займет какое место, бывает непросто. Я обычно просматриваю 5-6 раз, перед тем, как принять решение.
Какие еще советы я могу вам дать?
- Сделайте качественную фотографию своей работы. У меня есть специальная фото-зона в подсобном помещении. Свет направляется с двух сторон, температура света корректируется. Я фотографирую с установленным под мое освещение балансом белого (см инструкцию к вашей камере), а также использую поляризационный фильтр, чтобы избежать бликов (больше применимо к краске, чтобы работа не бликовала - прим. Михаил Ведерников). Обрезаю фотографию в Фотошоп (или другой фоторедактор), чтобы на фото была только сама работа.
- Откалибруйте свой монитор. Существуют спец программы, позволяющие это сделать. Я использую Colorvisions's Spyder. В этом случае ваша фотография, которую вы видите на экране, будет выглядеть так же, как и сам файл, который вы отправите.
- Попросите кого-нибудь, чьему опыту вы доверяете, помочь вам выбрать работу для конкурса. Их мнение может быть более объективным.
- Если вы пройдете конкурс или возьмете призовое место- будьте счастливы, но... не принимайте все слишком всерьез. Если же вы не прошли отбор- не принимайте близко к сердцу. Известный портретист Everett Raymond Kinstler рассказывает историю, как однажды его работа не прошла отбор Национальной Академии. И эта же работа на следующий год выиграла приз "Best of Show" (лучший на выставке) все той же Национальной Академии. У меня такой же опыт с работой "Red Brigade", не принятой на одну выставку, и взявшей первое место на другой.