Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 5 октября 2024 г.
Время чтения: 4 минуты

Виктор Брагинский "Пастель"

Немного истории

Трудно утверждать, когда впервые художники стали использовать пастель в своем творчестве. Однако, известно, что мастера итальянского Возрождения широко применяли сходные с пастелью соус и сангину. Здесь уместно вспомнить великолепные подготовительные рисунки Микеланджело к росписи плафона Сикстинской капеллы. Известный исследователь живописи эпохи Возрождения Паоло Ломаццо, живший в XVI веке, в своем трактате о живописи описывает вид рисования «a pastello», упоминая работы Леонардо да Винчи. Создавая предварительные эскизы для своей знаменитой «Тайной вечери», великий художник пользовался цветными карандашами. Конечно же, это еще не была пастель в нашем понимании, а лишь подкрашенный рисунок.

В XVII веке пастель начинает вырабатываться уже в самостоятельную технику и получает особую популярность во Франции. В этом смысле Францию с полной уверенностью можно считать родиной пастели. И доказательством тому служат дошедшие до нашего времени работы французского художника Даниеля дю Монтье.

Не надо забывать, что в то время опыт производства пастели был невелик, поэтому мастера рисунка сами создавали рецепты приготовления пастельных карандашей. Многие художники прошлого предпочитали изготовлять краски самостоятельно, учитывая индивидуальность своей творческой манеры. Как не вспомнить в этой связи имя Розальбы Карриеры, замечательной итальянской пастелистки. Ей принадлежит неоценимая заслуга в создании не только самих пастельных красок, но также значительные разработки по закреплению и хранению пастели.
С годами техника пастели все более привлекает внимание художников. Среди них такие выдающиеся французские мастера как Буше, Шарден, Вивьен. Именно на XVIII век приходится расцвет пастельной живописи. Высочайшего мастерства достиг Жан Этьен Лиотар, швейцарский живописец и рисовальщик. Самой известной его работой по праву считается «Шоколадница», хранящаяся в Дрезденской галерее.

Широкое распространение пастель получила по нескольким причинам, главной из которых является то, что она позволяла значительно быстрее, чем, например, маслом, работать с натуры. Еще одним важным фактором можно считать появление достаточно тонкого стекла, которое использовалось для сохранения пастели при ее обрамлении. И все же многие произведения не сохранились, однако, дошедшие до нашего времени образцы покоряют изысканным мастерством.
В Россию пастель пришла позже, в конце XVIII века. В отделе графики Третьяковской галереи хранятся великолепные работы Ореста Кипренского, А. Г. Венецианова, П. Ф. Соколова. Вместе с тем надо признать, что «мода» на пастель прошла так же быстро, как и возникла. Однако, уже к концу XIX столетия все больше художников обращаются в своем творчестве к этой технике, одновременно открывая в ней новые возможности. В пастельной живописи того времени портрет как жанр уже не является преобладающим (вспомним искусство XVIII века). Подлинными шедеврами являются пейзажи И. И. Левитана, где пастель приобретает совершенно иное качество — в ней появляется воздух и удивительно тонко «схваченное» состояние природы. Крупнейшие мастера изобразительного искусства как в России (В.А. Серов, М. А. Врубель, А. М. Васнецов, З. Е. Серебрякова и др.), так и за рубежом (в их числе Э. Мане, Э. Дега, К. Писсаро) работали пастелью. В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве находится прекрасная композиция «Голубые танцовщицы», выполненная Эдгаром Дега в конце 1890-х гг. Эта пастель опровергает суждение о ней как о технике, лишенной «станковизма». Иными словами, перед нами не просто зарисовка, этюд с натуры, а картина, законченное художественное произведение.

В начале ХХ века пастель становится любимым материалом многих замечательных художников. Достаточно назвать имена Б. М. Кустодиева, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, Л. О. Пастернака. Обладая тонким, изысканным вкусом эти мастера создали удивительные произведения как в традиционных для пастели жанрах, так и в области книжной графики и театрально-декорационного искусства. Пожалуй, «Серебряный век» русской живописи стал для пастели по-настоящему «золотым».

Шли годы. И, надо признать, что со временем пастель «вытесняется» из художественной жизни страны. Такова уж судьба этой хрупкой техники, что она слишком зависима от тенденций, царящих в искусстве. Прошло немало лет, пока интерес к пастельной живописи вновь начал возрастать. В 50−60-х гг. на выставках появляются пастели А. М. Грицая, Кукрыниксов, Б. Я. Ряузова.
Сегодня, к счастью, все больше художников выбирают пастель в качестве основного материала в своем творчестве. Создаются объединения пастелистов, проводятся художественные выставки. В Москве в 1999 г. в Центральном доме художника с успехом прошла первая выставка пастели. Более тридцати современных пастелистов представили на суд зрителей 130 произведений. Достоинством экспозиции стал тот факт, что здесь были выставлены работы, демонстрирующие бесконечные возможности пастели, а это и есть залог новых встреч с чарующим миром искусства.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ХУДОЖНИКИ-ПАСТЕЛИСТЫ

Нет необходимости лишний раз говорить о том, как важно художнику изучать творчество выдающихся представителей изобразительного искусства. Каждый раз при встрече с шедеврами вы не только наслаждаетесь замечательными произведениями, но и обогащаете себя духовно и профессионально. Поверьте, что лучшим учителем на пути становления вас как зрелого художника будет искусство наших великих предшественников. Вот почему творчество мастеров, работавших пастелью? нам особенно интересно.

Эдгар Дега (1834 - 1917)

Эдгар Дега (первоначально Де Га) — выдающийся французский художник-импрессионист. Он родился в Париже в 1834 г., куда семья переехала из Италии. Ранняя увлеченность живописью не нашла поддержки у родителей, тем не менее? в 1855 г. Эдгар поступает в Школу изящных искусств. Проводя много времени в Лувре, копируя работы старых мастеров, он знакомится с Жаном-Огюстом-Домеником Энгром, чье влияние на молодого художника было достаточно велико. Уже значительно позже он кардинально меняет свои убеждения и примыкает к группе импрессионистов, в числе которых мы встречаем имена Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Клода Моне и др.
Дега на протяжении всей творческой жизни увлекался техническими изобретениями, по-новому используя даже такие традиционные техники как темперу и пастель. Пастель привлекала художника возможностью вносить в работы изменения, не дожидаясь, пока высохнет красочный слой. Темами многих произведений Дега стал мир танца, оперы и кафешантанов, и выбранная им хрупкая пастель как нельзя лучше подходила для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло художнику свободно использовать бумагу, эластичную и податливую, тон которой органично входит в колорит самого произведения. Кроме того, для создания цвето-тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, а с помощью щетки и воды он наносил на поверхность стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переходы красок. Как бы живописны ни были работы мастера, он всегда с благоговением относился к рисунку, доказывая нам вечную истину о неразрывности всех компонентов изобразительного искусства. Когда-то Энгр, напутствуя молодого Эдгара Дега, посоветовал: «Рисуйте линии, множество линий, и вы станете хорошим художником». Линия у Дега не просто очерчивает границы предмета, но придает ему объем и погружает в пространство. Некоторые работы остались неоконченными, что позволяет нам познакомиться с процессом их создания.
Прекрасные пастели этого замечательного мастера заняли свое достойное место в истории мирового искусства.

И.И. Левитан (1860 -1900)

Пастели Левитана, возможно, не так изучены, как его живопись маслом. Мне представляется, что Левитан-пастелист еще не оценен по достоинству. Быть может, в пастельных работах наиболее полно раскрывается его дар художника-пейзажиста, умеющего видеть тончайшие цветовые нюансы и передавать едва уловимое состояние природы. Техника пастели занимала особое место в творчестве Левитана. Если взглянуть на хронологию пастельных работ, мы увидим, что этот материал всегда интересовал его, причем он часто переводил этюды, выполненные маслом, именно в пастель. Всего до нас дошли тридцать шесть пастелей мастера, большая часть которых была создана в 1893—1895 годах. Интересно, что Левитан-пастелист в своем творчестве обращается не только к жанру пейзажа, но и натюрморту. Так, в 1895 г. он пишет великолепную пастель «Белая сирень». Сама техника, обладающая бархатистостью и спецификой написания больших цветовых плоскостей, по которым сверху штрихами наносятся другие цвета (своего рода пастельные лессировки), помогала Левитану в создании удивительной живописной среды. Ярким примером вышесказанного является изумительная пастель «Хмурый день» 1895 года. В ее основе лежит цветовая гамма, состоящая из множества оттенков серого, которая тонально объединяет весь пейзаж. Теплые коричневые цвета перекрывают холодный изначальный тон неба, чем достигается чувство пространства. Наконец, надо отметить, как по-разному выложены штрихи в небе и воде: они отличаются друг от друга не только по плотности. К примеру, если рябь воды передается путем наложения коротких мазков, то в небе они широкие и энергичные. Изысканная трактовка деталей органично вписывается в общий тонально-цветовой строй всего произведения, что свидетельствует о высочайшем мастерстве. В этом смысле наиболее характерна пастель «Луг на опушке леса». Кружево белых цветов на первом плане контрастирует с темным массивом леса. Левитан в изображении травы пользуется легкими вертикальными штрихами, сквозь которые просвечивает теплый тон бумаги. Белые цветы, видимые то на фоне густой зелени деревьев, то на фоне луга, являются важнейшим композиционным звеном, объединяя все элементы пейзажа.

Пастель у Левитана органично входит в живописную систему, выработанную художником в результате глубоких творческих поисков, справедливо воспринимается как самостоятельное направление в наследии мастера.

З.Е. Серебрякова (1884 - 1967)

Зинаида Евгеньевна Лансере (по мужу Серебрякова) рано определилась в выборе своей будущей профессии. Воспитываясь в семье, где изобразительным искусством занимались почти все, она с детства была приобщена к рисованию. Поначалу она брала уроки в школе М. К. Тенишевой, где впервые занялась серьезной работой с натуры, а позже училась у известного портретиста О. Э. Браза. Очень важным элементом в обучении стало для молодой художницы копирование картин в Эрмитаже (Тициан и Рубенс).

Первые значительные произведения, выполненные маслом, сразу обратили на себя внимание художественной общественности Петербурга. Ее изумительный автопортрет «За туалетом» 1909 года знаменателен тем, что мы найдем в нем качества, ставшие характерными для всего последующего творчества: тончайший изысканный колорит, своеобразная музыкальность линейных и тональных ритмов, великолепное чувство формы. Очевидно, что именно эти черты дарования Серебряковой определили ее тяготение к технике пастели.

Оказавшись в Париже в 1924 году, художница внимательно изучает работы импрессионистов, среди которых ее особое внимание привлекают пастели Эдгара Дега. Пастельные шедевры великого француза дали своеобразный толчок для всего дальнейшего творчества Сере6ряковой, где пастели суждено занять свое достойное место. При этом Зинаида Евгеньевна успешно избегает какого-либо заимствования у Дега. Пастели Серебряковой настолько не похожи на все, созданное в этом материале до нее, что мы смело можем назвать их новаторскими. Главное отличительное качество пастельных работ Серебряковой — это соединение крепкого рисунка, материальности предметов, великолепно моделированной формы с изумительной легкостью выполнения. Блестящей иллюстрацией вышесказанного является портрет 1924 года «Тата в танцевальном костюме». Кроме всех перечисленных достоинств нам, изучающим именно технические возможности пастели, важно оценить то, как по-разному ложится пастель на бумагу: если лицо написано достаточно плотно с использованием растушевки, то в изображении костюма используются более широкие мазки. Наконец, фон обозначен лишь несколькими энергичными штрихами.

В начале тридцатых годов Серебрякова совершает поездку в Марокко, где много пишет и рисует с натуры. Марокканский цикл пастелей изумителен свежестью восприятия, убеждает нас в уникальном мастерстве владения пастелью.

Творческая судьба З. Е. Серебряковой была непростой. Многие годы ее искусство было мало известно широкому кругу зрителей. Тому причиной эмиграция художницы. Сегодня ее картины выставлены во многих музеях, они радуют нас теплым, добрым взглядом на мир.