В Россию пастель пришла позже, в конце XVIII века. В отделе графики Третьяковской галереи хранятся великолепные работы Ореста Кипренского, А. Г. Венецианова, П. Ф. Соколова. Вместе с тем надо признать, что «мода» на пастель прошла так же быстро, как и возникла. Однако, уже к концу XIX столетия все больше художников обращаются в своем творчестве к этой технике, одновременно открывая в ней новые возможности. В пастельной живописи того времени портрет как жанр уже не является преобладающим (вспомним искусство XVIII века). Подлинными шедеврами являются пейзажи И. И. Левитана, где пастель приобретает совершенно иное качество — в ней появляется воздух и удивительно тонко «схваченное» состояние природы. Крупнейшие мастера изобразительного искусства как в России (В.А. Серов, М. А. Врубель, А. М. Васнецов, З. Е. Серебрякова и др.), так и за рубежом (в их числе Э. Мане, Э. Дега, К. Писсаро) работали пастелью. В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве находится прекрасная композиция «Голубые танцовщицы», выполненная Эдгаром Дега в конце 1890-х гг. Эта пастель опровергает суждение о ней как о технике, лишенной «станковизма». Иными словами, перед нами не просто зарисовка, этюд с натуры, а картина, законченное художественное произведение.
В начале ХХ века пастель становится любимым материалом многих замечательных художников. Достаточно назвать имена Б. М. Кустодиева, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, Л. О. Пастернака. Обладая тонким, изысканным вкусом эти мастера создали удивительные произведения как в традиционных для пастели жанрах, так и в области книжной графики и театрально-декорационного искусства. Пожалуй, «Серебряный век» русской живописи стал для пастели по-настоящему «золотым».
Шли годы. И, надо признать, что со временем пастель «вытесняется» из художественной жизни страны. Такова уж судьба этой хрупкой техники, что она слишком зависима от тенденций, царящих в искусстве. Прошло немало лет, пока интерес к пастельной живописи вновь начал возрастать. В 50−60-х гг. на выставках появляются пастели А. М. Грицая, Кукрыниксов, Б. Я. Ряузова.