Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 6 августа2020 г.
Время чтения: 4 минуты

Обновлено: 11 сентября 2020 г.

De Profundis. Из глубин

Из глубин или КАМУШКИ

В сентябре в зале МСХ в Старосадском переулке, 5 готовится выставка, которая должна объединить работы мастеров МОЗАИКИ и ПАСТЕЛИ, которые, по нашему мнению, из традиционных художеств в большей мере воплощают идею настоящего-будущего Искусства!

Пространство и время, объединившись в едином поле созидания и созерцания, сегодня сами стали творить и, кажется, мы их художественные объекты. Однако, эффект эхо-камеры, усиленный самоизоляцией, меняет наш взгляд на привычные представления, на клише и топосы, в том числе в искусстве и искусствознании.
Для новейших зрителей необходимость расширить и "углубить" картинку, заглянуть в ее "устройство", проследить ее связи, становится потребностью.
Часто это путь к уничтожению образа, но иногда к открытию нового зрения.
Так для нас внезапным озарением стала связь и общность таких вроде бы полярных искусств как ПАСТЕЛЬ и МОЗАИКА.

Мозаика - «посвященная музам», пастель – «тесто». Мозаика - наследница Великих Царств, пастель – падчерица, золушка у плиты. Мозаика - воплощение твердости, долговечности, власти, серьезности! Пастель же обычно ассоциируется с легкостью, эфемерностью, пыльцой или «драгоценной пылью», как обозвал пастель энциклопедист Дидро, считая, что ее вместе со славой её мастеров способен развеять "взмах крыльев времени". Отличный образ, но совершенно неверный.
Разгадавший секрет пастели знает: она может быть плотной, мощной, трехмерной, может меняться, дышать, оживая при движении осязающего ее взгляда, может жить долго, служа свету и храня тайну глубин земли.
Точно, как и мозаика. Ведь обе они, очевидно, дети одних родителей: Земли с её глубинами и животворящего Бога-Света. И если пастель в руках мастера помнит свою каменную основу, свою земную силу и светоносность помыслов, она способна претворить возможности в свершения.
Ее недостаток в глазах профанов — слабое связующее частиц пигментов является главным её достоинством.
Посмотрим на пастель через увеличивающую линзу света. Каждая песчинка пигмента то же, что маленький камушек, смальта, тессер ее царственной сестры. И так же, как в великих мозаичных произведениях в лучших пастельных работах мы видим соединение внутреннего и внешнего света, падающего на развернутые под разными углами драгоценные пастельные «камушки».
Мозаики Равенны, Св. Софии в Константинополе, Сан Марко в Венеции -- их тайною было, казавшаяся только сакральным чудом во все времена, ощущение живой дышащей поверхности, меняющейся вместе с движением источника света. Дневного светила или светильников-фотофоров в вечерние часы.

Неровно положенные кусочки смальты не признавали достоинством. Об этом говорят поздние копии мозаик, где копиисты добивались ровной поверхности, теряя при этом живую игру светотени. Прописная правильность превращает их в красивые, но безжизненные слепки. Человеческое восприятие меняется и человек после не верит, что мог не понимать очевидного. Так на рубеже 19 и 20 века венецианцы собирались поменять великие, но частично утраченные мозаики Сан Марко на прекрасные, по их мнению, копии. Слава Богу их остановили уже прозревшие. А кстати Иван Владимирович Цветаев сумел выкупить копии и теперь они в ГМИИ. 

Секрет равеннских мозаик был угадан только к 50-м годам XX века итальянским профессором Дузеппе Бовини, он, изучая мозаики, создал уникальные копии, в которых "неправильность", кажущееся неумение ровно выложить смальту, было повторено благодаря математической выверенности всех углов.
Как и всегда в искусстве живоносной была «неправильность», волшебный «сдвиг», недоговоренность. Что это как не присутствие любящего Бога-Творца.

Можно найти ещё много общих черт двух столь разных видов живописи. Остановимся на рукотворности. И мозаика, и пастель создаются пальцами, тактильно. Не только "осязающий" глаз, как говорил Владимир Фаворский, но и нежные пальцы художника необходимы мастеру. Для того, чтобы эти живые камни, смальта, кусочки пигментов, многие из которых добыты из глубин земли, а многие ждали на дороге, были уложены свободно и изменили границы поверхности и пространство.
Мозаика это умеет. Её тактильность, связь с человеком поражает даже в самых высоких сакральных мозаичных шедеврах.
Но и пастель, тёплая, шершавая, подвижная обладает подобными возможностями, только представленными в другой геометрии. Иногда эти техники превращаются друг в друга. Как в пастельной "Жемчужине" Врубеля — мозаика, а в мозаичном "Послании Улисса" Шагала — пастель.
Мозаика — вертикаль, пастель — горизонталь. На пересечении Крест.
Мозаика — лестница, пастель — дорога. Но цель одна — Свет!

Наш проект позволит увидеть работы лучших современных художников мозаичистов и лучших художников пастелистов. Иногда и не случайно эти две ипостаси в одном лице!
Уникальная задача сравнить и увидеть.
А для будущих зрителей вырваться из привычного поверхностного созерцания, получив, возможно, из ваших рук ключ к другой картине мира.


Елена Кульчинская

Искусствовед, член AICA

(международная ассоциация художественных критиков)