Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 15 апреля 2024 г.
Время чтения: 3 минут

Дега и я. Пример копирования


Я периодически копирую шедевры пастели, потому что в них скрыты глубины нюансов композиции, постичь которые можно только дотошно изучая их в процессе копирования.
(Георгий Фирсов)
Перед копированием я всегда задаюсь несколькими вопросами: что меня впечатлило? Почему и какими приемами этого добился автор? С началом работы я погружаюсь в атмосферу того времени, как бы растворяюсь в реке прошлого и чувствую невероятную, почти мистическую вовлеченность в процесс.

Сперва я делаю предварительные наброски последовательности нанесения цвета, ищу нужную толщину и длину линий на обрывках бумаги. В общем, делаю все, чтобы копия звучала как оригинал. В процессе копирования приходит понимание и отработка самых разнообразных технических приемов. Это позволяет мне понять, оценить и пропустить через свое подсознание огромное количество информации, а именно нюансов техники, цветовых решений, особенностей композиции и прочего. Я убежден, что копирование мастеров графики — один из наиболее эффективных способов обучения и повышения уровня своего мастерства.

Для примера я выбрал работу Дега. Принял решение рисовать на желтой бумаге Rembrandt формата 30х42 плотностью 180 грамм. Она подходит для большого количества слоев и большого количества правок.

Этап 1
1. В самом начале решаю совсем немного изменить композицию. Делаю главную фигуру чуть меньшего размера для большего выявления других фигур — мне показалось, это сделает композицию более сложной (на финальной стадии выяснилось, что это была ошибка, но об этом позже).

Рисую контуры фигур и тени углем. Правильный предварительный рисунок дает 50% успеха. Двигаюсь от центра, чтобы не ошибиться в пропорциях. Над деталями начинаю работать, когда добиваюсь общего пропорционального сходства.

Этап 2

2. На следующем этапе создаю красный подмалевок для придания максимальной сочности пола и стен на последующих этапах.

Этап 3
3. Определяю самые светлые и темные места, создаю темные акценты в работе. Это синий бант, черная лента, рыжие волосы — они будут служить камертоном в тоновых контрастах.

На этом же этапе создаю легкий светло-желтый оттенок на пачках, который пригодится для создания теплового контраста с белым цветом, голубым и фиолетовым, который я нанесу (как Дега) на финальной стадии. При этом все время держу в голове, что самое светлое пятно — это пачки балерин, чтобы не переборщить с плотностью желтого оттенка.

Этап 4

4. Наношу на лицо, ноги и руки фигуры темно-охристый оттенок для придания телу необходимой плотности. Этот цвет я буду перебивать и добавлять в него холодные и теплые краски. Делаю светлые блики для придания объема.

Этап 5

5. Наношу белый цвет тюля пачки. Это самые светлые места на картине. С появлением самых темных и самых светлых мест картина начинает быть картиной.

Этап 6
6. Работаю с контрастами. Создаю темный теплый задний план стены и теплые тени от балерин. Эти теплые участки в дальнейшем подчеркнут светлые холодные пачки балерин. Наношу первые холодные полутени на пачки.
Этап 7
7. Уплотняю пол, создаю градиент от светло-желтого до плотного золотисто-красного оттенка. Усиливаю теплые темные тени на стене и от балерин. Работаю над всеми элементами картины, создавая нужную игру теней и бликов. Создаю разнообразие бело-голубой пачки. Слежу за тепловыми отношениями, постепенно делая их все более выразительными.

В целом следует отметить, что Дега почти всегда создает очень сочный тепловой контраст, в некоторых местах еще больше подчеркивает его теплыми контурами.

Этап 8
8. Завершаю работу над всеми элементами. Наношу завершающие фиолетовые оттенки на пачки — этот оттенок более выразителен по сравнению с обычным голубым.
Можно и нужно остановиться. Но…

На завершающем этапе мне пришлось признать свою ошибку: уменьшение размера главной фигуры сделало ее более равновеликой остальным, и оттого акцент стал менее ярким, а композиция — менее выразительной.

Поэтому...

Этап 9
9. Решаю немного увеличить размер главной фигуры за счет ног (к сожалению, это сделало работу чуть более замученной и менее легкой). Вдобавок меняю угол направляющих линий досок пола, делая их более пологими и, соответственно, создавая более низкую линию горизонта, что делает главную фигуру еще немного заметней.

Дополнительно размываю контур пачек справа, кое-где добавляю контуры и уплотняю некоторые краски. Стараюсь не дрожать над каждой линией. Движения должны быть легкими, уверенными, точными и достаточно быстрыми.

Спасибо, если дочитали до конца и ознакомились с моим процессом копирования.

Георгий Фирсов