Национальный союз пастелистов

NATIONAL PASTEL SOCIETY OF RUSSIA

 
Дата публикации: 7 августа 2022 г.
Время чтения: 2 минуты

Обновлено: 8 апреля 2022 г.

Что читать, чтобы рисовать?

Со времени появления пастели как материала ей уделялось гораздо меньше внимания, чем масляной живописи, чем объясняется меньшее количество изданий – научных и учебных трудов в этой области. Кроме того, промежуточное положение пастели между графикой и живописью вызывало у художников и искусствоведов сложность отнести ее к тому или иному направлению. Вот и современных изданий отечественных авторов о пастели и особенностях работы с ней не так много. В этой статье мы проведем небольшой обзор наиболее значимой на наш взгляд литературы.

Евгения Перова «Пастель. История. Техника. Реставрация. Атрибуция», 2006
Евгения Перова – художник-реставратор, кандидат искусствоведения, научный сотрудник и главный хранитель отдела изобразительных материалов в Государственном историческом музее, преподаватель.
Благодаря кругу научных интересов и сфере практической деятельности автора, значительная часть книги посвящена тонкостям и особенностям реставрации и атрибуции пастельных произведений. Реставрация произведений в технике пастели ведется в нескольких музеях, тем не менее, публикаций на эту тему выпущено очень мало, что делает это издание очень ценным в своем роде.
В своей книге автор дает исторический обзор возникновения и развития пастели в Европе и России с XV по начало ХХ века, особо уделяя внимание таким художникам, как Иоганн Барду и Иоганн Генрих Шмидт. Кроме этого, большой раздел посвящен материалам и технике, где рассказывается не только о составе пастели и методам ее производства, но и об основах под пастель, ее обрамлении и проблемах фиксации и реставрации.

Сергей Усик «Пастель. Пленэр», 2013, 2015
Сергей Усик – художник-пастелист, преподаватель. Его произведения выставлялись на многочисленных персональных и групповых выставках в России, Европе и Америке, более 30 лет работает в технике пастели.
Основное внимание в книге направлено на освещение методов ведения пейзажных пленэрных зарисовок. Отдельная глава посвящена ведению работы в студии. Кроме того, автор дает рекомендации по выбору места для пленэра и по работе над некоторыми пейзажными темами, освещает вклад импрессионистов в пейзажную живопись.
В книге много информации о материалах для пастельной живописи, отдельно выделен оптимальный набор материалов непосредственно для пленэра. Также автор делится своими мыслями о пути художника, осознании своего творческого «я», о значимости этой деятельности в жизни.

Ю.Ю. Дорофеева, А.А. Моисеев «Пастельная живопись», 2014
Юлия Дорофеева, Алексей Моисеев – художники, преподаватели Московского государственного областного университета, участники всероссийских и международных выставок и конкурсов.
Книга фактически является учебным пособием по пастельной живописи, которое может быть интересно как учащимся художественных учебных учреждений, так и самостоятельно изучающим пастель. Дается исторический обзор развития пастельной живописи, подробно рассматриваются материалы, уделяется большое внимание фиксации и сохранности пастелей. Отдельный раздел описывает методы формирования художественного образа в пастельной живописи и затрагивает композицию и перспективу, цвет и тон. Далее описывается методика работы сухой пастелью, разбитая на этапы, даны пошаговые иллюстрации ведения работы. Также книга содержит примерный тематический план-программу по дисциплине «Искусство пастели».

Ольга Абрамова «Пастель. Полное руководство для художников», 2020
Ольга Абрамова – художник-график, преподаватель, один из основателей и президент Национального союза пастелистов, участник и призер российских и международных выставок.
Автор многогранно и очень художественно описывает различные аспекты работы с пастелью, начиная от выбора материала и заканчивая самобытностью художника. Описаны особенности материалов, которыми пользуется автор, даются рекомендации по методам работы с ними, организации рабочего пространства, фиксированию, оформлению, хранению и фотосъемке работ. Уделено внимание особенностям работы на пленэре и в студии.
Значительная часть книги посвящена художественной стороне работы – вдохновению, выбору сюжета, поиску композиции, перспективе и глубине, пятну и линии, цвету, свету и тону. Также интересен раздел, где автор делится своими методами работы в смешанной технике.


Отдельно хотелось бы перечислить названия художественных альбомов, включающих работы в пастельной технике:
- «Пастель в Российской академии художеств в прошлом и настоящем», 2003;
- «Пастель из собрания Русского музея», 2009;
- «Государственный Эрмитаж. Пастели западноевропейских художников в собрании Эрмитажа. XVIII - начало XX века», 2001;
- «Пастель России», 2011, 2021;
- Виктор Брагинский «Марокко. Листы из альбома», 2016;
- Сергей Бакин «Живопись. Альбом», 2016;
- Исаак Кушнир «Екатерина Посецельская. Живопись, графика», 2020;
- Сергей Усик «Пастельный Петербург», 2021.